Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

L-417. Завершающая часть мыслей о «Гравитации»

Только что прибыла в Хьюстон после долгого перелёта, во время которого я успела набросать несколько заключительных фраз о «Гравитации».

Рекомендую прочитать мою вчерашнюю запись L-418 и особенно запись L-420, где также изложены мои мысли об этом фильме. Краткое резюме: сходите на этот фильм, вы ощутите великолепные эстетические переживания и сможете в деталях рассмотреть удивительные образцы космической техники, которые на самом деле работают на орбите. Прямо сейчас.

Как я уже писала ранее, оборудование в этом фильме воспроизведено с поразительной реалистичностью, а вот события и операции реалистичностью похвастаться не могут. Ниже я привожу ещё несколько мыслей на этот счёт (внимание, спойлер!).

12) Манёвр сближения
Вы находитесь в своём крошечном «Союзе» и хотите попасть на Международную космическую станцию? Кстати, это происходит четыре раза в год — каждый раз, когда на Станцию летит новая экспедиция. Эта операция называется манёвром сближения и технически это именно та операция, которую доктор Стоун намеревается выполнить, когда она собирается отправиться на станцию «Тяньгун» и пытается запустить главный двигатель «Союза». Однако на самом деле всё обстоит несколько иначе.

Давайте предположим, что вы движетесь по орбите позади станции. Чтобы догнать станцию, вы должны находиться на более низкой орбите. Дело в том, что каждая орбита имеет свою специфическую орбитальную скорость. Чем ниже вы находитесь, тем быстрее вы летите. То есть, если вы находитесь на более низкой орбите, чем ваша цель, то вы её догоните: мы называем это фазированием орбиты. После этого в определённый момент вам нужно будет перейти на орбиту цели. Для этого вам необходимо выполнить два ускорительных импульса (направленных по ходу движения) в два точно выверенных момента времени. И этот манёвр, как ни странно, в конечном итоге замедлит ваше движение. Но при этом также повысит вашу орбиту, что позволит вам решить поставленные задачи: достичь своей цели и выровнять свою скорость относительно неё. То есть, вы поняли: даже в простейшем возможном случае, который я только что описала, процедура сближения включает в себя многократное включение двигателя на точно отмеренное время и при чрезвычайно точной ориентации корабля. Принцип «прицелься и выстрели» здесь не действует!

13) Вам не удастся обмануть «Союз»...
...заставив его «подумать», что он находится в трёх метрах от земной поверхности. В системе управления отсутствует формат, позволяющий вручную ввести высоту над поверхностью земли, и двигатели мягкой посадки запускаются автоматически по команде радиолокационного высотомера (на «Союзе» используется гамма-лучевой высотомер — прим. пер.). Кроме того, чтобы освободить эти двигатели вам придется не только разделить отсеки «Союза» (что они сделали, и это мне понравилось!), но и сбросить теплозащитный экран, который защищает нижнюю часть спускаемого аппарата во время входа в атмосферу. И, как вы уже догадались, это также происходит автоматически.

14) Полёт на огнетушителе
Неважно, что в спускаемом аппарате «Союза» нет бокового люка (зачем он там нужен?), но каковы шансы попасть на МКС, используя огнетушитель? Я помню старую рекламу автомобильных шин с лозунгом: «Мощность — ничто без управления». В данном случае я бы перефразировала его так: «Тяга — ничто без управления». Допустим, вы хотите двигаться прямо назад. Прежде всего, вам необходимо убедиться, что вы сориентировали своё тело так, что ваша цель находится прямо позади вас (как?). Затем, направление струи огнетушителя необходимо идеально выровнять относительно центра масс системы «ваше тело-скафандр». При наличии даже небольшого смещения, вы неизбежно начнёте вращаться. Как только это произойдёт, ваша цель, направление на которую, как мы предполагали, вам каким-то образом удалось зафиксировать, сместится в сторону... вы уже видите проблему?

15) Вход в атмосферу
Когда мы отрабатываем вход в атмосферу на тренажёре ТПК «Союз» в Звёздном городке, есть одна вещь, которую мы должны сделать во что бы то ни стало, несмотря на многочисленные комбинации неполадок, которые создают для нас наши инструкторы и которых хватило бы ещё на один фильм: мы непременно должны выдать тормозной импульс при правильной ориентации корабля для получения нужного изменения скорости (ΔV). Проще говоря, это означает, что мы должны замедлить корабль ровно настолько, чтобы войти в атмосферу под правильным углом. Почему это так важно? Потому, что это залог нашего возвращения домой в целости и сохранности. Судите сами, может ли закончиться представленный в фильме сценарий «дня апокалипсиса» хорошо для доктора Стоун.

16) И, наконец...
...хочу поставить вас в известность, что русские — не дураки, и уж точно не новички в деле космических путешествий. Я полагаю, можно утверждать, что именно они изобрели их. Такая катастрофическая цепная реакция с космическим мусором в любом случае нереальна. И то, что русские, у которых на МКС постоянно работают три члена экипажа, могут вызвать такую катастрофу, это нонсенс!

В фильме было, безусловно, ещё много мелочей, от падения парциального давления кислорода в спускаемом аппарате без общего падения давления до освобождения от скафандра «Сокол» под водой за несколько секунд (это совсем не «быстросъёмный» скафандр, как видно на фотографии), но со своей стороны я считаю, что сказала достаточно. И завтра я возобновляю свою подготовку к полёту!

Оригинал: #SamLogbook

↓ Снятие скафандра «Сокол»
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: gravity
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments