Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

L-389. Сегодня у нас в программе множество экстренных ситуаций!

Сегодня у меня с Терри и Антоном было 5-часовое занятие на тренажёрах, в ходе которого мы отрабатывали действия в экстренных ситуациях: сценарии пожаров, разгерметизации и серьёзной утечки аммиака.

По этому случаю, полагаю, будет уместно опубликовать мою старую запись (см. ниже), сделанную задолго до начала этого журнала. И если вы действительно хотите знать больше о пожаре на МКС, то вы также можете взглянуть на эту запись в блоге ЕКА.

Через несколько минут мы все вернёмся в макет для подготовки к экстренным ситуациям другого типа. Мы называем эту тренировку Megacode, здесь нам выпадает шанс отработать действия в случае медицинских показаний, угрожающих жизни, — таких, как остановка сердца.

Оригинал: #SamLogbook

____________________________________________________
29 января 2013 г.

Самое безопасное рабочее место Земли находится за пределами планеты... большую часть времени.

Действительно, с точки зрения охраны труда Международную космическую станцию превзойти довольно трудно. Мало того, что в космосе вы не можете упасть с лестницы, но там также крайне маловероятно получить удар электрическим током. Вы вряд ли найдёте там какие-либо острые предметы, чтобы порезаться, или открытые горячие поверхности, чтобы получить ожог, а все ядовитые вещества отделены от атмосферы Станции несколькими слоями защитной оболочки. Редкие огнеопасные объекты, имеющиеся на борту, тщательно упакованы в мешки из негорючей ткани Nomex. Если ваша деятельность на борту связана с какой-либо опасностью, чётко выделенные предупреждения в описании процедуры напомнят вам о соответствующих действиях, которые необходимо предпринять, чтобы избежать травм. Группы безопасности на Земле проводят ревизию этих процедур, а также всего оборудования, и прилагают максимальные усилия, чтобы убедиться, что МКС является настолько безопасным рабочим местом, насколько это возможно.

И эти усилия, безусловно, имеют смысл! На орбите мы можем оказать только ограниченную медицинскую помощь, а вернуть травмированного члена экипажа на Землю очень сложно — в такой ситуации, скорее всего, придётся вернуться всему экипажу одного из «Союзов», то есть трём из шести.

Тем не менее, несмотря на высокий уровень безопасности на Станции, что-то может пойти не так, и поэтому большая часть нашего обучения в качестве членов экипажа направлена на освоение способов борьбы с проблемами. Нам нужно знать, что следует делать, когда ломается оборудование, и некоторые из нас также проходят подготовку для оказания первой медицинской помощи коллеге по экипажу при несчастном случае. Прежде всего, мы должны быть готовы быстро отреагировать и приступить к слаженной работе в составе единой команды, если в один прекрасный день на панелях системы сигнализации и предупреждения, установленных по всей Станции, загорится один из трёх сигнальных огней в сопровождении хорошо известных прерывистых звуков сирены: то есть будет подан сигнал тревоги.

Каждый индикатор связан с одной из трёх крайне серьёзных ситуаций, которые могут поставить под угрозу жизнь экипажа и выживание самой Станции: пожар, разгерметизация и отравление атмосферы. Мы проходим обширную подготовку по вопросам безопасности, и ни один экипаж не попадёт на орбиту, не продемонстрировав полной готовности к чрезвычайным ситуациям в ходе многочисленных занятий на тренажёрах.

В прошлом году я принимала участие в нескольких таких тренировках и хотела бы показать вам некоторые фотографии, сделанные в ходе отработки сценария с возникновением пожара. См. также пояснения в подписях к фотографиям. Снимки любезно предоставлены фотографом из Милана, Мило Шаки (Milo Sciaky).

Дайте знать, если у вас появятся вопросы!

Фотографии

↓ Занятие с моделированием экстренных ситуаций начинается с краткого брифинга. Так как большинство сценариев экстренных ситуаций требует от членов экипажа исполнения различных ролей, эти роли назначаются в ходе предварительного инструктажа. В утверждённом экипаже, который готовится к полёту, роли во время тренировки закрепляются за конкретными членами экипажа, и они будут придерживаться их в случае возникновения на борту реальной экстренной ситуации. Поскольку я проходила это обучение до назначения в экипаж, инструкторы предложили нам чередовать различные роли. Вместе со мной в этой тренировке принимали участие японский астронавт Норисигэ Канаи (Немо) и астронавт США Марк Ванде Хей.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ Первая реакция на сигнал оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации в большинстве случаев заключается в том, чтобы собраться в безопасной зоне — месте с чистой атмосферой и доступом к оборудованию связи и ноутбукам для передачи команд управления. Как правило, по умолчанию роль такого убежища выполняет Служебный модуль российского сегмента Станции. Транспортные корабли «Союз», которые являются спасательными шлюпками экипажа, пристыкованы к российскому сегменту. Находясь в Служебном модуле, экипаж будет оценивать сложившуюся ситуацию и принимать необходимые меры, то есть выполнять предусмотренные аварийные процедуры. На пути к Служебному модулю желательно захватить с собой средства защиты органов дыхания. Кроме того, Немо не забыл взять с собой приборы CSA-CP, которые закреплены с помощью липучки на кормовой стенке модуля Node 2 — эти портативные устройства используются в экстренных случаях для измерения содержания продуктов горения в атмосфере Станции, чтобы определить, безопасно ли дышать без маски.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ Это был сценарий пожара, и в этом случае я должна была остаться в Служебном модуле, в то время как Немо и Марк сформировали «передовую группу быстрого реагирования», которая искала источник возгорания. Основным моментом в такой ситуации является координация. Иногда самым быстрым способом найти скрытый стойками источник возгорания является использование компьютера для получения нужной информации — например, о сработавших электрических выключателях, — и эту информацию необходимо быстро найти и сообщить передовой группе. Кроме того, когда дело доходит до отключения питания оборудования или даже целого модуля, за это отвечает тот, кто остался в Служебном модуле.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ В этом сценарии я была членом «передовой группы». Прибор CSA-CP сообщил, что атмосфера в модуле Node 2 ещё пригодна для дыхания, поэтому использовать средства защиты органов дыхания не потребовалось.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ Здесь мы с Марком ищем источник возгорания, скрытый за стойками в лабораторном модуле США. Мы надели пожарные респираторы, которые обеспечивают фильтрацию токсичных продуктов горения в течение приблизительно 90 минут. Прибор CSA-CP в моей руке имеет длинный зонд, который можно вставить в отверстия для тушения пожара, чтобы оценить состав атмосферы за панелью стойки.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ После обнаружения места возгорания за стойкой процедуры требуют отключить питание соответствующего оборудования или даже всего модуля. Если замеры указывают на продолжение горения, может возникнуть необходимость в использовании огнетушителя. За пределами российского сегмента мы располагаем углекислотными огнетушителями. Перед их использованием мы должны снять респираторы (которые не рассчитаны на фильтрацию CO2) и надеть кислородные маски, работающие в режиме избыточного давления.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ Участие в сценарии с возникновением пожара.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ Участие в сценарии с возникновением пожара.
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment