Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

Categories:

L-297. Что нужно сделать, чтобы не посадить «Союз» на гималайскую вершину

Сегодня мы с Антоном провели вторую половину дня в тренажёре «Союза», разминаясь в ожидании третьего члена нашего экипажа, Терри, который присоединится к нам на следующей неделе.

Сначала мы отрабатывали штатную последовательность отстыковки и штатную выдачу тормозного импульса, конечно же, с рядом неисправностей. Затем перешли к отработке баллистического спуска. В одной из предыдущих записей я объясняла, что это не самый комфортный способ возвращения на планету.

Чтобы добавить немного деталей, давайте рассмотрим второй сценарий сегодняшнего занятия: мы только что отошли от МКС и обнаружили, что теряем воздух. Давление в спускаемом аппарате снижалось со скоростью 1 мм рт. ст. каждые 10 секунд (да, российское космическое сообщество любит миллиметры ртутного столба).

В бортовом компьютере были запрограммированы все данные для комфортного штатного спуска с орбиты, но для использования этой программы нам пришлось бы включить двигатель, чтобы выдать тормозной импульс и войти в атмосферу, через целых два часа! В нашем сценарии такое длительное ожидание — не самая лучшая идея.

И здесь в дело вступает так называемая «Программа №5» — это хранящаяся в компьютере предопределённая последовательность команд с обобщенными параметрами выдачи тормозного импульса. Эти команды не могут обеспечить управляемый вход в атмосферу, но их вполне достаточно для выполнения баллистического спуска. Ключевым моментом является запуск «Программы №5» в нужное время. У нас есть распечатанная таблица под названием «Форма 23-14», которая содержит «магическое время» для каждой возможной орбиты. Российские космонавты, работающие на Станции, каждый день распечатывают эту форму и раскладывают её копии в каждый из «Союзов», чтобы обеспечить готовность на случай экстренной эвакуации.

В нашем случае, как и ожидалось, всё было не так просто. Перед включением двигателя у нас возник сбой в работе компьютера, и нам пришлось делать всё вручную. Но даже в этом случае «Форма 23-14» — ваш лучший друг: она сообщает вам, в какое время нужно нажать кнопку, чтобы вручную включить двигатель.

Почему это так важно? Это единственная гарантия того, что вы приземлитесь в относительно безопасном районе, а не, например, посреди океана или на гималайском горном пике!

Оригинал: #SamLogbook

↓ На очередном занятии в тренажёре ТПК «Союз»
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: союз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments