Сначала мы отрабатывали штатную последовательность отстыковки и штатную выдачу тормозного импульса, конечно же, с рядом неисправностей. Затем перешли к отработке баллистического спуска. В одной из предыдущих записей я объясняла, что это не самый комфортный способ возвращения на планету.
Чтобы добавить немного деталей, давайте рассмотрим второй сценарий сегодняшнего занятия: мы только что отошли от МКС и обнаружили, что теряем воздух. Давление в спускаемом аппарате снижалось со скоростью 1 мм рт. ст. каждые 10 секунд (да, российское космическое сообщество любит миллиметры ртутного столба).
В бортовом компьютере были запрограммированы все данные для комфортного штатного спуска с орбиты, но для использования этой программы нам пришлось бы включить двигатель, чтобы выдать тормозной импульс и войти в атмосферу, через целых два часа! В нашем сценарии такое длительное ожидание — не самая лучшая идея.
И здесь в дело вступает так называемая «Программа №5» — это хранящаяся в компьютере предопределённая последовательность команд с обобщенными параметрами выдачи тормозного импульса. Эти команды не могут обеспечить управляемый вход в атмосферу, но их вполне достаточно для выполнения баллистического спуска. Ключевым моментом является запуск «Программы №5» в нужное время. У нас есть распечатанная таблица под названием «Форма 23-14», которая содержит «магическое время» для каждой возможной орбиты. Российские космонавты, работающие на Станции, каждый день распечатывают эту форму и раскладывают её копии в каждый из «Союзов», чтобы обеспечить готовность на случай экстренной эвакуации.
В нашем случае, как и ожидалось, всё было не так просто. Перед включением двигателя у нас возник сбой в работе компьютера, и нам пришлось делать всё вручную. Но даже в этом случае «Форма 23-14» — ваш лучший друг: она сообщает вам, в какое время нужно нажать кнопку, чтобы вручную включить двигатель.
Почему это так важно? Это единственная гарантия того, что вы приземлитесь в относительно безопасном районе, а не, например, посреди океана или на гималайском горном пике!
Оригинал: #SamLogbook
↓ На очередном занятии в тренажёре ТПК «Союз»
