Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

L-210. Я сдала экзамен по ручной стыковке «Союза»!

Сегодня я сдала экзамен по ручному управлению стыковкой ТПК «Союз»! Теперь я имею официальную квалификацию, подтверждающую мою готовность к стыковке корабля «Союз» с Космической станцией. Я сомневаюсь, что мне когда-либо придётся делать это, поскольку управление стыковкой входит в обязанности командира экипажа, а бортинженер является его дублёром «на всякий случай». Но это не имеет значения: я отношусь к тем людям, которым очень нравится просто овладеть чем-либо в совершенстве!

Сначала мы с Антоном заняли свои обычные места, и Антон отлетал все профили своего экзамена. Затем мы поменялись местами, я заняла сиденье командира, перед которым расположены рукоятки управления, и отлетала свои четыре профиля. Каждый профиль предусматривал стыковку к разным стыковочным узлам. Обзор стыковочных узлов МКС можно найти в записи L-357.

В день экзамена мы всегда начинаем, в качестве разминки, с выполнения самой простой задачи: перемещения «Союза» с одного стыковочного узла на другой. После того, как разомкнутся крюки, и пружинные толкатели придадут кораблю скорость отделения, мы отходим от Станции на расстояние 40‑60 м, подлетаем к другому узлу и выполняем стыковку.

Следующие профили выполняются в случайном порядке.

В двух из них мы находимся примерно в 300 м от МКС без выравнивания относительно какого-либо стыковочного узла. Мы сближаемся со Станцией на безопасное расстояние около 200 метров, и выполняем её облёт, сохраняя эту дистанцию, чтобы выровнять корабль относительно нужного стыковочного узла. Затем мы сближаемся на расстояние 50‑100 метров и останавливаемся, удерживая позицию: при необходимости, чтобы обеспечить выравнивание относительно наблюдаемой мишени, мы выполняем поворот по крену, затем убираем одну из антенн, которая в выдвинутом состоянии будет мешать стыковке, убеждаемся в готовности системы стыковки, после чего получаем разрешение на стыковку от московского ЦУПа (или инструктора). Большинство людей, включая меня, снова останавливают корабль на расстоянии примерно двух метров от Станции, чтобы убедиться в правильности выравнивания и выдать известный импульс, начиная с нулевой скорости, чтобы обеспечить скорость стыковки в пределах 6‑15 см/с (более подробно вопрос скорости обсуждался в этой записи).

Наконец, мы получаем сценарий, в котором корабль уже выровнен относительно стыковочного узла. В этой ситуации в корабле включен режим автоматического ухода: в случае отказа компьютера (отключить этот режим невозможно) автоматически выдаётся 30-секундный тормозной импульс с использованием двух комплектов двигателей. После его завершения наша задача состоит в том, чтобы взять управление на себя, остановить уход корабля и снова выполнить манёвр сближения. Обычно это нужно сделать достаточно быстро, поскольку этот сценарий предусматривает вход в тень Земли в течение нескольких минут, а увидеть Станцию издалека «ночью» достаточно сложно, даже при включённой фаре.

На этом мои полёты на «Союзе» до предстоящего лета закончены. Мне будет не хватать их!

Оригинал

↓ На занятии в макете спускаемого аппарата ТПК «Союз»
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: союз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments