Такие сценарии всегда очень насыщены событиями, но, с другой стороны, они несколько короче штатного спуска, потому что нам необходимо включить двигатель для выдачи тормозного импульса как можно раньше — примерно через 40 минут после размыкания крюков стыковочного узла для отстыковки от МКС.
Сегодня наш сценарий начался с разгерметизации «Союза», после чего к ней был добавлен второй отказ, который сам по себе должен был привести к аварийному спуску: разгерметизация трубопроводов высокого давления для подачи гелия. В двигательной установке «Союза» нет насосов: это простая и надёжная конструкция, в которой для наддува топливных баков используется гелий под высоким давлением. В случае утечки гелия нам нужно включить двигатель до того, как давление наддува станет настолько низким, что выдача тормозного импульса станет невозможной.
Таким образом, ввиду разгерметизации спускаемого аппарата и утечки гелия из резервуаров мы все были настроены на баллистический спуск с использованием программы №5, о которой я рассказывала в одной из предыдущих записей.
Однако Дима, наш зловредный инструктор, добавил ко всему этому сбой главного компьютера, поэтому нам пришлось вернуться к выполнению баллистического спуска с помощью так называемого «аналогового контура» — это старый компьютер из ТПК «Союз» предыдущей серии, который оставляет очень много работы для экипажа и использует намного меньше встроенных автоматических проверок. И самое главное — вам нужно построить верную ориентацию и включить двигатель вручную, а если двигатель выйдет из строя, то необходимо вручную отключить его и включить резервные двигатели.
Сегодня отказ основного двигателя у нас был настолько ранним, что нам пришлось включить резервный двигатель более чем на полчаса (вместо номинальных 3 минут и 41 секунды), и мы закончили сценарий отделением приборно-агрегатного отсека по сигналу от тепловых датчиков, а не по команде. Как всё это работает — это уже история для другого рассказа!
Оригинал
↓ Тренировка в макете ТПК «Союз»
