Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

L-102. Если в двигателе «Союза» обнаружена утечка гелия... дела плохи

Сегодня мы с Терри и Антоном вернулись в тренажёр «Союза», на этот раз в скафандрах «Сокол», и приступили к отработке экстренного спуска после расстыковки.

Такие сценарии всегда очень насыщены событиями, но, с другой стороны, они несколько короче штатного спуска, потому что нам необходимо включить двигатель для выдачи тормозного импульса как можно раньше — примерно через 40 минут после размыкания крюков стыковочного узла для отстыковки от МКС.

Сегодня наш сценарий начался с разгерметизации «Союза», после чего к ней был добавлен второй отказ, который сам по себе должен был привести к аварийному спуску: разгерметизация трубопроводов высокого давления для подачи гелия. В двигательной установке «Союза» нет насосов: это простая и надёжная конструкция, в которой для наддува топливных баков используется гелий под высоким давлением. В случае утечки гелия нам нужно включить двигатель до того, как давление наддува станет настолько низким, что выдача тормозного импульса станет невозможной.

Таким образом, ввиду разгерметизации спускаемого аппарата и утечки гелия из резервуаров мы все были настроены на баллистический спуск с использованием программы №5, о которой я рассказывала в одной из предыдущих записей.

Однако Дима, наш зловредный инструктор, добавил ко всему этому сбой главного компьютера, поэтому нам пришлось вернуться к выполнению баллистического спуска с помощью так называемого «аналогового контура» — это старый компьютер из ТПК «Союз» предыдущей серии, который оставляет очень много работы для экипажа и использует намного меньше встроенных автоматических проверок. И самое главное — вам нужно построить верную ориентацию и включить двигатель вручную, а если двигатель выйдет из строя, то необходимо вручную отключить его и включить резервные двигатели.

Сегодня отказ основного двигателя у нас был настолько ранним, что нам пришлось включить резервный двигатель более чем на полчаса (вместо номинальных 3 минут и 41 секунды), и мы закончили сценарий отделением приборно-агрегатного отсека по сигналу от тепловых датчиков, а не по команде. Как всё это работает — это уже история для другого рассказа!

Оригинал

↓ Тренировка в макете ТПК «Союз»
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: союз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments