Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

L-79. Последнее занятие по «нехорошей» процедуре 2.600... надеюсь!

Прежде всего, прошу прощения за долгое молчание. Я не предполагала, что перерыв в журнале окажется таким длинным, но некоторые события в личной жизни получили более высокий приоритет.

Итак, теперь я вернулась, и буду работать не покладая рук вплоть до даты запуска, до которой на данный момент осталось, ого, всего 79 дней!

Со времени моей последней записи я совершила краткие поездки в Японию и Европу, во время которых у меня были занятия, посвящённые обновлению знаний по системам японской лаборатории JEM и европейской лаборатории Columbus. Но в основном я была занята изучением экспериментов JAXA и ESA, которые я буду выполнять во время пребывания на МКС. Я постараюсь написать об этом в одной из следующих записей.

Сейчас я в Хьюстоне. Здесь, в Космическом центре им. Джонсона, проходят последние несколько недель моего обучения. Как обычно, учебная программа здесь чрезвычайно разнообразна. Вчера был мой первый день подготовки, и у меня было занятие по флеботомии, несколько кратких занятий по экспериментам Body Measures (Анатомические параметры) и Salivary Markers (Слюнные маркеры), консультация по системе регулирования параметров окружающей среды, занятие по изучению бортового приложения для обнаружения скрытых источников возгорания и пара занятий по съёмкам в формате IMAX, включая поездку в кинотеатр Galveston IMAX для просмотра кадров, которые мы с Терри отсняли в июле.

Сегодня мы с Терри попрощались (по крайней мере, с точки зрения обучения) с процедурой 2.600. И я определённо надеюсь на то, что нам не придётся использовать её на орбите. Хотя, кто знает! «Нехорошая» процедура 2.600 — это последовательность действий под названием «Unknown EPS bus failure» (Неизвестный отказ шины EPS), где EPS — это система электроснабжения. Она предназначена для принятия ответных мер в случае серьёзного сбоя в работе системы электроснабжения Станции, который может повлиять на связь с Землёй. Это может произойти из-за отключения питания систем связи или потери контроля над ориентацией МКС или данных для наведения (то есть, попросту, антенны не будут «знать», где искать спутники связи). Или из-за какого-либо сочетания этих факторов. Кроме того, при отказе основной шины питания мы можем частично потерять внутреннее и/или внешнее охлаждение, что приведёт к запуску так называемого «теплового отсчёта»: в течение нескольких часов некоторые компоненты начнут перегреваться.

Как вы можете себе представить, МКС обладает множеством функций самозащиты: они носят общее название FDIR (обнаружение, изоляция и восстановление [после отказов]). Основная проблема при серьёзном отказе шины питания, как и в нашем сегодняшнем сценарии, заключается в том, что может отключиться электропитание компьютеров, обеспечивающих принятие ответных мер с использованием функций FDIR. Например, компьютера, который обычно восстанавливает связь путём переключения на дублирующее оборудование.

Медленно, но верно, главные компьютеры МКС (те, которые находятся в верхней части иерархии) будут вводить резервные блоки для всех компьютеров нижнего уровня в соответствии с предопределённой последовательностью приоритетов. Однако полное восстановление может занять целый час, и при этом требуется вмешательство экипажа, чтобы убедиться в том, что Станция переведена в безопасную конфигурацию, особенно с точки зрения охлаждения.

В нашем сценарии сегодня самый главный приоритет имела процедура восстановления управления ориентацией путем передачи управления на компьютеры GNC российского сегмента (GNC = наведение, навигация и управление), которые обеспечивают поддержание правильной ориентации МКС. Как только российские компьютеры получают контроль над ориентацией, они сразу же запускают двигатели, чтобы вернуть МКС к своему номинальному положению относительно местной вертикали и вектора скорости. Вы можете задаться вопросом, почему в случае потери ориентации переход управления на компьютеры российского сегмента не происходит автоматически. Проблема заключается в солнечных батареях: они отслеживают положение Солнца, и могут быть расположены таким образом, что включение двигателей может повредить их. Поэтому нам сначала нужно перевести солнечные батареи в заведомо безопасное положение: и это одна из задач, решать которые помогает процедура 2.600!

Оригинал

↓ Панели солнечных батарей МКС
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: imax
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments