Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

L-25. Правильная укладка груза и почему не все витки созданы равными

Половина экзаменационной недели позади! Сегодня запись посвящена подготовке к заключительным занятиям на тренажёрах: завтра — в российском сегменте, и в пятницу — в «Союзе». Не могу поверить, что всего через два дня мы завершим свою подготовку!

Тем временем, в понедельник мы с Терри и Антоном сдали экзамен по программе полета ТПК «Союз». Из московского ЦУПа приехал специалист, чтобы проверить наши знания о процедурах: что и когда происходит, что мы будем делать, если что-то пойдет не так, и мы не сможем продолжить следовать стандартному плану... что-то вроде этого.

Например, номинальная расстыковка всегда планируется на виток №15, чтобы выполнить посадку в Казахстане на первом витке следующего дня. Даже если мы по какой-то причине опаздываем, мы всё равно можем приземлиться в Казахстане на двух последующих витках, №2 и №3.

Хорошо, хорошо... что это значит? МКС совершает один виток вокруг Земли каждые 93 минуты (примерно), и это значит, что в сутки получается 15,5 витков. У нас принята нумерация этих витков от 1 до 15 (в основном) или до 16 (время от времени, чтобы наверстать упущенное). Поскольку Земля под МКС вращается на восток, след орбиты на поверхности Земли смещается на запад. Итак, допустим, Станция прошла над вашим городом в 7 утра — после одного витка, в 8:33, она уже не сможет пройти над этим городом, потому что за это время он переместился на восток. Насколько? Примерно на 23 градуса долготы. Вы можете получить представление об этом с помощью картинки, которую я взяла с сайта отслеживания позиции МКС ISS-Tracker.

Всё это говорит о том, что если вы хотите приземлиться в Казахстане, вам нужно планировать спуск на витке №1, №2 или №3. На четвёртом витке Казахстан сместится слишком далеко на восток и, как вы догадались, вам придется отложить спуск до витков №1, №2 или №3 следующего дня. Кстати, простого попадания на территорию Казахстана недостаточно для точной посадки: по размеру эта страна почти равна Европе! Чтобы на месте посадки нас ждал поисково-спасательный отряд, нам нужно выполнить спуск немного точнее. На точность влияет множество факторов, начиная с очень точного времени выдачи тормозного импульса.

«Тонкая настройка» выполняется после входа в атмосферу: компьютер управляет траекторией спуска, чтобы привести нас к заданной точке открытия парашюта. Чтобы правильно рассчитывать управляющие воздействия, компьютер должен располагать данными о положении центра масс спускаемого аппарата: именно поэтому загрузка возвращаемого груза очень важна. Настолько важна, что в понедельник у нас было отдельное занятие, посвящённое этой теме.

Если перенестись к предстоящей весне, то за две недели до посадки мы получим очень длинную радиограмму (инструкции российского ЦУПа) со всеми подробностями относительно укладки возвращаемого груза, чтобы центр массы корабля был хорошо известен.

Оригинал

↓ На занятии по размещению возвращаемых грузов в спускаемом аппарате
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС

↓ Схема движения МКС с сайта ISS-Tracker
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: союз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments