Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал) (samlogbook_ru) wrote,
Саманта Кристофоретти (русский бортжурнал)
samlogbook_ru

Categories:

L-18. Возвращаясь к экзаменам по «Союзу» на прошлой неделе

Как вы знаете, на прошлой неделе мы с Терри и Антоном сдали наши заключительные экзамены. Самое серьёзное испытание — это, безусловно, экзамен на тренажёре ТПК «Союз», занимающий целый день, где мы имитируем выполнение всех действий, начиная от запуска и заканчивая входом в атмосферу. Я рассказывала об этом экзамене, когда мы сдавали его в качестве дублирующего экипажа, в этой записи.

Когда настало время взять один из пяти конвертов со сценариями экзамена, нам «посчастливилось» выбрать самый сложный (и физически некомфортный) сценарий с пожаром. Поскольку этот сценарий достался нам, он был исключён из списка вариантов, которые мог выбрать основной экипаж на следующий день.

На этот раз наш дублирующий экипаж оказал нам точно такую же услугу: они столкнулись со сценарием пожара на своём экзамене в четверг. Поэтому, когда мы пришли на экзамен в пятницу, чтобы выбрать один из четырёх оставшихся конвертов, мы уже знали, что на этом экзамене нам, по крайней мере, не придётся снова бороться с пожаром.

Наш первый отказ случился после выхода на орбиту: вышел из строя клапан системы терморегулирования, поэтому всю оставшуюся часть сценария мы должны были регулировать температуру вручную, включая и отключая насос, который обеспечивает циркуляцию воды через радиаторы.

В нашей системе удаления углекислого газа в бытовом отсеке также произошёл незначительный сбой: вышел из строя двигатель основного вентилятора, а автоматического переключения на резервный двигатель не произошло, поэтому нам пришлось выполнить соответствующие действия вручную.

Затем, перед стыковкой, когда мы были на расстоянии нескольких километров от Станции, произошёл сбой в компьютере, и Антону пришлось взять управление кораблём на себя. Как вы помните, мы отрабатываем такую ситуацию, и для неё даже есть отдельный экзамен.

После обеденного перерыва пришёл черёд расстыковки и спуска. Главный компьютер к этому моменту вернулся в рабочее состояние и выполнил штатную расстыковку, после чего мы поняли, что один из кислородных баллонов, расположенных в спускаемом аппарате, пропускает кислород в кабину. Это угрожающая ситуация, поскольку увеличение содержания кислорода свыше 40 % считается опасным с точки зрения возгорания. Поэтому мы закрыли вентиль, чтобы изолировать этот баллон. До разделения у нас всё равно есть ещё четыре кислородных баллона в приборно-агрегатном отсеке, а после разделения у нас достаточно кислорода в кабине для дыхания до посадки, поэтому необходимости открывать вентиль не было. Если вы не помните, что такое «разделение», то я рассказывала о нём в этой записи.

Но нам пришлось снова открыть этот вентиль после сброса теплозащитного экрана: это происходит на высоте около 5 км, следом за раскрытием парашюта. После сброса теплового экрана подаётся команда на открытие двух дублирующих друг друга клапанов (мы не можем управлять ими вручную), которые выпускают оставшийся в спускаемом аппарате кислород наружу. Было бы очень опасно оставить заполненный кислородом баллон в аппарате при посадке, поэтому мы должны были не забыть открыть этот вентиль вручную, чтобы обеспечить выпуск кислорода.

А тем временем у нас возникла ещё пара отказов. После выдачи половины тормозного импульса отключился главный двигатель, а в системе управления спуском отказал преобразователь сигналов, оставив нас без гироскопа и датчика скорости: единственным решением был переход к баллистическому спуску. Но при этом мы использовали не основную систему баллистического спуска, а резервную, в которой есть собственный резервный датчик скорости.

В «Союзе» предусмотрено много вариантов выполнения спуска после любых отказов: так или иначе, он вернёт вас домой!

Фотография предоставлена Центром подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.

Оригинал

↓ Перед экзаменом по ТПК «Союз»
Саманта Кристофоретти - журнал подготовки к экспедиции на МКС
Tags: союз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments